Росто!к

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Росто!к » Коляды Даръ и Обереги. » Праздники.


Праздники.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://sf.uploads.ru/y0Z6C.jpg

2

ДЕНЬГА "КОЛЯДЫ"

Деньга серии «Святы і абрады беларусаў» ("Праздники и обряды белорусов"). Чеканка: ЗАО "Литовский монетный двор", Вильнюс, Литва.

Разработана Национальным банком Республики Беларусь при поддержке Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси. Художник: Светлана Заскевич.

Аверс:
в круге, обрамленном узором, – изображение Государственного герба Республики Беларусь. В центре – солярный знак, состоящий из восьмиконечной геометрической фигуры с элементами ромбического декора, символизирующий солнечные лучи.

Реверс:
в центре, на фоне заснеженой природы, – изображение калядного солнца на древке (со вставкой из голубого кристалла); слева и справа – нанесён белорусский народный узор. Знаком Коляды в орнаментике является петух как хранитель дома от нечистой силы.

Серия белорусских памятных монет "Святы і абрады беларусаў" объединяет традиционные календарные праздники и обряды белорусов - уникальный пласт духовной культуры, в котором переплетены образно-поэтические представления о бытии от глубокой древности и до христианизации.
RodnoVerie/org
http://sf.uploads.ru/DYnhJ.jpg
http://sf.uploads.ru/zPriS.jpg

3

Коляда
Марина Царь Волкова
В длиннейшую из всех ночей
Пусть свет пребудет с вами!
Гори сильней и горячей,
Божественное пламя!

Пусть греют в сумрачной ночи
Вас ласковые речи,
Огонь костра, дрова в печи,
Объятья, песни, свечи.

Средь снега белого и льда
Огонь зари искрится.
Взойдёт наутро Коляда,
И мир преобразится!

4

18 февраля
Троян зимний — важная дата для древних славян. В этот день непобедимые римские воины были повержены и изгнаны из русских земель. Праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала».

Устоявшихся на сегодняшний день понятий о том, что такое Траяновы валы, земля Трояня— (Дакия), Тропа Трояни, «века Трояни» не существует. Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам.

По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь.

Существует мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий. Ещё одна версия связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне. Многие народы в средневековье считали себя потомками троянцев, не были исключением и славяне.Есть и трактовка, согласно которой Троян — ошибочное прочтение, так как написание лигатуры «тр» и букв «б» и «з» совпадало с именем Бояна, другого загадочного персонажа «Слова».

Но вообще о религии древних славян, о взглядах древних славян на Вселенную и окружающий мир нам мало что известно, вследствие практического отсутствия письменных источников.Узнать какие-то факты о мифологии и религии древних славян можно лишь при помощи мифолого-лингвистических реконструкций. Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы: в летописях, «Велесовой книге», «Поучении Владимира Мономаха», «Слове о полку Игореве» и других.

Так, "Велесова книга» многими считается священным писанием славян. Она написана на деревянных дощечках (43 доски) в V-IX столетии волхвами Русколани и Древнего Новгорода. Содержит мифологию славян, тексты молитвенные, легенды и рассказы о древней славянской истории с XX тысячелетия до нашей эры по IX век нашей эры. "Велесова книга" известна с начала XIX-го столетия, но дошла до нас в копии начала XX-го века.

Также по отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». «Всяк сущий в ней язык» - А.С. Пушкин.

Русский летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю. От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими … И так разошёлся славянский язык».

День Трояни зимнего наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала. Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.

Точная дата (около 101 года нашей эры) и другие подробности героического подвига у Трояного Вала, к сожалению, на сегодня не сохранились. Зато этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»:

«То ведь римляне нам завидовали и замыслили зло на нас — пришли со своими возами и железными бронями и ударили на нас, а поэтому долго отбивались от них и отбросили их от земли нашей; а римляне, видя, что мы крепко защищаем свою жизнь, оставили нас… И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли». («Велесова книга»)

Далее, кое-что о представлениях славян о любви к Родине и необходимости ее защиты нам может рассказать древнерусская летописная клятва: «А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото».

Наши Предки – древние воины-славяне, даже и думать не могли об отступлении, трусости и предательстве или сдаче врагу. Они думали только в в Великой и Славной Земле Русской и о своих потомках. Наши предки не побоялись смерти и смело вступили в бой с врагом, не смотря ни на что.

«Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины».

Издревле у славян было принято в этот день совершать что-то героическое, опасное, полезное для Родины или семьи, и помянуть за столом отважных воинов.
http://cs625623.vk.me/v625623882/1dfdb/xZ4cCtPqlOg.jpg

5

http://se.uploads.ru/9SxsZ.jpg

6

Четыре главных Праздника Солнца на Руси ☀

Солнечный календарь наших предков привязан к астрономическим событиям – солнцестояния и равноденствия. Эти астрономические явления важны для всей природы и были главными праздниками Руси - 4 великих солнечных праздника – Коляда, Ярило, Купало, Световит. Или – Коляда, Яро, Красная Гора, Овсень (Малый и Великий).
* Вместо солнцестояния, на Руси говорили – солнцеворот (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня).

✨Четыре ипостаси Солнца:

-Солнце-младенец Коляда – рождается после Ночи зимнего солнцестояния.
-Солнце-юноша Ярило – крепчает в весеннее равноденствие.
-Солнце-муж Купало – могучее летнее Солнце.
-Солнце-старик Световит – начинает угасать после осеннего равноденствия и умирает перед Ночью зимнего солнцестояния.

✨Этимология:

Коляда (коло + да) – начало круга / Солнца.
Ярило (ЯР – это оплодотворяющая сила, см. Ярга), т.е. зарождается новая жизнь: «Ярило полю жито родил, людям детей плодил. Где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».
Купало/Купала («купа» - куст, сноп растений, обилие зелени). Также есть версия Н.Р. Гусевой - имя Купала состоит из двух слов: на санскрите «ku» - земля, «pala» - охранитель, податель даров. Т.е. Ярило-Солнце справился со своей задачей - зерна дали всходы. Появляется Солнце-муж Купало, который охраняет, ухаживает за урожаем. Люди завершили все посадки, теперь урожай зависит от погоды.
Световит - ?, возможно свет + виток / жизнь, или что-то подобное.

✨ 4 главных праздника Руси

- КОЛЯДА (зимнее солнцестояние, 21 декабря) – самая длинная ночь, после которой начинается «День Богов». Рождается Солнце-младенец Коляда, еще слабое, поднимается совсем невысоко над горизонтом. На Руси отмечают праздник рождения Солнца, Зимние Святки (Светки), посвященные Божественному (Вселенскому) Свету - Творцу всего проявленного во Вселенной. В это время мир людей посещают умершие предки «светки» или «святьё», которые выполнили свой земной долг и обрели световое тело.

- ЯРИЛО (весеннее равноденствие, 21 марта) – с этого времени день постепенно становится длиннее ночи. Солнце-юноша Ярило растет и растапливает снег, приходит Весна-красна. Славяне празднуют Масленицу, но название «масленица» - всего лишь констатация наличия обрядовой еды: блинов и масла. Как пишет С.В. Жарникова – сегодня мы с уверенностью можем утверждать, что настоящее название Масленицы – Красная Гора (красная – т.е. красивая) о которой говорится в «Велесовой книге». Праздник посвящен культу Праматери - воплощает божественную мысль в проявленном мире, отсюда традиция ездить на Масляной неделе к «теще на блины» (теща – праматерь). Также этот праздник символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна – это начало новой жизни для всей природы. Прославлеют молодоженов, вступивших в брак в прошедшее лето (год); к Красной Горе приурочивались свадьбы, а игры и гулянья происходили на пригорках. Не забывали славяне и об умерших, Красная Гора начиналась поминанием покойников, после чего устраивался праздник.

- КУПАЛО (летнее солнцестояние, 22 июня) – самый длинный день, после которого начинается «Ночь Богов». Солнце-муж Купало в самом расцвете сил, а вместе с ним и вся природа, активизируются все стихии. Славяне старались поймать момент максимальной силы природы, поэтому дата празднования Купалы связана с двумя астрономическими событиями – летним солнцестоянием и полнолунием. Если полнолуние далеко, то празднуют в день солнцестояния, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2-3 дней назад и 7-10 дней вперед), то празднуют в ночь их сочетания – это Великий Купало. Во время купальской ночи и мужчины и женщины перепоясывались травами «на потомство и богатство». В этот праздник почитают все ипостаси бога Огня – горы, солнце, воду, землю, деревья. Совершают обрядовое очищение огнем и водой. Причем огонь – это не только средство очищения, но и оберег, а топливом для костра служат солома и старые вещи. Поджигают купальские костры «живым огнем», который получают трением двух кусков дерева друг о друга, или при помощи березовой чаги (вставляют в нее край палки, вращением которой получают огонь). Купало – праздник СОХРАНЕНИЯ, в отличие от весенних праздников СОЗИДАНИЯ. На Масленицу предки приглашаются как гости на короткий срок. На Купалу начинается возвращение душ умерших на новую человеческую жизнь. Души падают дождем или росой, и затем рождаются детьми.

- СВЕТОВИТ (осеннее равноденствие, 22 сентября) – ночи становятся все длиннее. Солнце-старик Световит постепенно теряет силы и умирает перед зимним солнцестоянием. Есть предположение, что праздник был посвящен Заре «красной девице», которая станет «Зарею-матерью» Солнца, но после долгой полярной ночи, когда превратится из Вечерней Зари в Утреннюю. Информации об этом празднике почти нет, но известно, что Световит – это также праздник урожая и Новолетия. Славяне чествовали мудрое Солнце-старика Световита – источник света и тепла, подарившее собранный урожай. Жгли костры, водили хороводы, гадали. Хозяйки только успевали печь пироги - с мясом, брусникой, капустой. Пекли и большой пирог с человеческий рост. Обязательно, как и в предыдущие праздники почитали умерших предков, один каравай из зерен первого сжатого снопа отправлялся в костер – гостинец для предков. Обновляли огонь в избе – старый гасили, а новый зажигали.
http://cs624430.vk.me/v624430001/2e024/GQUc9CU7BHI.jpg

7

Живин День
Первого Мая (Травеня) славяне празднуют
Живин день.
Первого мая, заполночь начинается
весенний славянский праздник — Живин
день. Жива (сокр. форма имени Живена, или
Ziewonia, что означает «дающая жизнь») —
богиня жизни, весны, плодородия,
рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги
Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее
проявлениях. Она — подательница
Жизненной Силы Рода, делающей все живое
собственно живым.
Жива — богиня Животворящих Сил Природы,
весенних бурлящих вод, первых зеленых
побегов, а также покровительница юных
девушек и молодых жен. При христианстве
культ богини Живы был заменен культом
Параскевы Пятницы.
В Живин день женщины, взяв метлы,
совершают обрядовую пляску вокруг костра,
очищая место от нечисти. Таким образом
они прославляют Живу, которая оживляет
природу, посылая на Землю весну. Все
прыгают через Огонь, очищаясь от
наваждений (сил Нави) после долгой зимы:
Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.
Здесь же затеваются веселые игрища и
ведутся хороводы вокруг костра:
Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!
Играют сказку, повествующую о
путешествии в мир Нави и возвращении в
Явь. С наступлением утра угощаются
печеньем в виде жаворонков, отпускают
живых птиц из клеток на волю, призывая
весну:
Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!
Это день первого Травня, к вечеру разводят
обрядовые костры по берегам рек, купаются,
очищаясь холодной весенней водой.
Жива — богиня Животворящих Сил Природы,
весенних бурлящих вод, первых зеленых
побегов, а также покровительница юных
девушек и молодых жен.
Она — подательница Жизненной Силы Рода,
делающей все живое собственно живым.
Другими словами, Жива – это жизнь,
оживление, всё живое…
Матушка-природа пробудилась от зимнего
сна. С каждым днём всё вокруг зеленеет,
свежеет, распускается, оживает… Да и как
по-другому, ведь весна на дворе? Между
тем, наши предки издавна связывали этот
процесс пробуждения и обновления с
деятельностью славянской Богини Живы.
http://sg.uploads.ru/GEo21.jpg


Вы здесь » Росто!к » Коляды Даръ и Обереги. » Праздники.