Воспитание Чада, Хранительница Рода
Теплый осенний день… Городской парк. Я присела на скамейку, наслаждаясь ласковым солнышком, наверное, последних в этом году солнечных денечков. Рядом беседовали две молодые энергичного вида мамочки с малышами полутора-двух лет. Случайно подслушала отрывок их разговора, который заставил меня задуматься.
«А ваш малыш как засыпает? Тоже под мультики?»- спросила одна из мам вторую, явно озабоченная проблемой, как уложить ребенка спать. Дальнейшую беседу приводить не буду, ключевыми для меня оказались именно эти две фразы. С незапамятных времен мамы, укладывая свое ненаглядное чадо в кроватку, пели им волшебные народные колыбельные песни и, судя по рассказам наших бабушек, никогда такой проблемой, как нежелание ребенка спать, не мучились. Сегодня же мам, поющих своим крошкам колыбельные, встретить не так уж просто. Кто-то и не пробовал никогда, а кто-то, совершив пару попыток, просто посчитал это занятие пустым времяпровождением, не дающим никакого результата. В чем же секрет старинных песен, и что такого знали о колыбельных наши предки, недоступное нам теперь?
Довелось мне как-то прочитать рассказ одной ведуньи, повествующий о том, как она пыталась научить свою знакомую петь детям колыбельные. Знакомая добросовестно разучила текст, и стала перед сном регулярно петь колыбельную детям. Результат был неожиданным — дети наотрез отказывались спать и, кроме того, просили маму прекратить пение. Тогда она, вконец расстроенная, решили поставить им колыбельную в исполнении той самой ведуньи на магнитофоне. И, чудо — дети уснули! Оказывается, петь колыбельные нужно еще уметь, а мы, в силу разных причин, разучились это делать.
В чем же секрет колыбельной песни? Вся соль в том, что современные хиты зачастую лишены какого бы то ни было глубинного образа, являя собой просто набор фраз под ритмичную музыку. Привыкая к таким песням, молодые мамочки, напевая перед сном колыбельную своему крохе, автоматически наделяют ее такими же качествами. Говоря проще, не вкладывают в пение души, просто повторяют слова с определенной мелодией, не прочувствовав их глубины. Малыш же воспринимает не слова или ритм, а образы, которые во время пения передает ему мать, а если их нет, то такая колыбельная не будет иметь никакого воздействия. Колыбельная должна петься от самого сердца, тогда малыш завораживается ею, абстрагируясь от посторонних звуков и шумов. Особая манера пения, когда голос то понижается, то поднимается, действует на ребенка как маятник, вводя его в состояние мира и покоя.
Почему мы разучились петь колыбельные?
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться124-10-2014 00:59:54
Поделиться226-10-2014 22:20:22
Зыбка — колыбель русской культуры.
Сменяются эпохи, приходят и уходят правители, расцветают и катятся к упадку цивилизации, но как и сотни лет назад любящие матери все так же проводят бессонные ночи у детских кроваток, баюкая своих чад под ласковые напевы колыбельных песен. История детской колыбели включает в себя огромный пласт культуры древних славян. С люльками, зыбками и колыбельками было связано множество поверий и примет, обрядов и ритуалов.
Дерево для будущей колыбели глава семейства подбирал самостоятельно, а изготовление доверялось либо искусному мастеру, либо, если семья была стеснена в средствах, люльку делали собственноручно, наговаривая на нее особые слова или молитвы. Такая колыбель передавалась из поколения в поколение, так что в некоторых случаях в семьях могла храниться люлька двухсотлетней давности, а порой и подревнее.
Матерью готовился полог на колыбель, причем, по поверьям это была защита не столько от пыли, яркого света или насекомых, сколько от недобрых сил, и поэтому ткань для полога вышивалась защитными обережными символами. Дно люльки традиционно устилалось соломой, хотя в зажиточных семьях для чада готовилась перина на лебяжьем пуху. Как и сегодня, в старину зыбку обвешивали всевозможными привлекающими взгляд младенца вещицами – самодельными куколками, расписными ложечками, а в случаях нужды игрушкой для новорожденного малыша смог стать даже бычий пузырь, предварительно высушенный и наполненный зернышками.
Основное преимущество люлек заключалось в возможности подвешивать их не только в избе, но и в саду или в лесу. До наших дней в глухих сибирских деревушках сохранилась поговорка «вырастить детей на березе», то есть, другими словами, в подвесной зыбке. В избе люльку подвешивали за подтопком – в опорное бревно вбивали кольцо и крепили к нему «качок» — толстую проволоку, свернутую пружиной, на которую и крепились веревки, отходившие от углов колыбели. Этот простой механизм обеспечивал возможность качать люльку рукой или ногой посредством специально приспособленного для того ремешка. К потолку колыбель подвешивали далеко не случайно – наверху собирался теплый воздух, что не давало ребенку замерзнуть даже в холодное время года, и, кроме того, у славян существовало поверье, что дитя, приподнятого над полом, считавшимся обиталищем всевозможной нечисти – привидений, домовых и тому подобное, охраняют светлые силы небес.
Поделиться331-10-2014 12:46:43
КОЛЫБЕЛЬНАЯ: ОБЕРЕГ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
От наших подписчиков.Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с матВозвращаясь к истокам
Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания. А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать). Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.
У многих народов существовал обычай: при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.Колыбельная — заговор
Как отмечают специалисты, колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами.
Интересный факт: проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.
Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:
• заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;
• знахарский заговор на здоровье, если он болен;
• заговор-оберег от чужого вредного воздействия.Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.
Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье. «Дитя растет не от еды, а от радости», — справедливо гласит народная пословица.
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.Смысловой код колыбельных песен
Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота. Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».Согласно словарю В.Даля выражения в колыбельных означают:
• «баить» — рассказывать,
• «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,
• «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.
Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой. Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью. Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:Животик. «Как наш каравашек?» — воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь».
Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей: крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.
Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.
Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели. Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности. Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха. Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:
«Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать».Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:
«Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова. Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.
М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Иллюстрированная энциклопедия «Русские дети. Основы народной педагогики», СПб, 2006.Е.М.Сидоркин. «Колыбельная». Автолитография. 1964.