Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.
С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня 'отдавали полцарства' (иногда в буквальном смысле этого слова) .
Легендарный конь Александра - Македонского - Буцефал - был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, 'живых коней заменила стальная конница'.
В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу, и прежде всего — смерть. По этой причине коней часто использовали в гаданиях: так, например, во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян Свентовита держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой — добрым.
Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан) : «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу» . Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов
Многочисленные исследователи отмечают, что в процессе эволюции человек видел в коне носителя и символ своих богов, поэтому всячески ублажал и украшал его. У древних греков кони Зевса были подкованы на серебряные подковы, четверка влекла колесницу Гелиоса, Посейдон ездил по морю на паре коней. Боги войны – арийский Индра и персидский Митра – представлялись древним воинам на колесницах, в которые были запряжены “божественные”кони. Конь являлся атрибутом кельтской богини Эпоны, у Одина был восьминогий конь Слейпнир, и его посланницы-валькирии тоже ездили верхом.
Первые следы коня в культовых обрядах у племен, населявших в древности славянские земли, появляются в период зарождения религии. В раскопках эпохи среднего палеолита были найдены спрятанные в тайниках челюсти молодой лошади. Этот факт ученые считают древнейшим проявлением тотемизма. В период мезолита рисунки с изображением дикого коня были обнаружены на тотемном столбе, принадлежащем одному из славянских племен, ведущих свое происхождение от мифического предка, в данном случае – коня.
«Сивка-бурка» . Чудесного коня в русских сказках называют так: «Сивка-бурка-вещий каурка» . Эпитет «бурый» родствен словам «буря» , «буран» и означает то же, что «метель» , «вихрь» , «бурлить» , «шуметь» , «бушевать» . У бурого коня шерсть напоминает цвет грозящей бури. В целом ряде славянских народных сказаний буйные ветры, ходячие облака, грозовые тучи, быстро мелькающая молния называются небесными конями.
Будучи олицетворением порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделялись крыльями, что роднило их с мифическими птицами, а дополнительными эпитетами «огненный» , «огнедышащий» награждались кони с ясным солнцем или месяцем во лбу, с частыми звездами по бокам. «Золотогривый» , «золотохвостый» или просто «золотой конь» служит поэтическим образом солнца.
Вот как в русских народных сказках описывались Сивка-бурка или вообще богатырские кони.
Солнечный конь по древним славянским традициям представлялся нашим предкам в божественном облике золотого солнца, а пышная, развивающаяся на ветру грива летящего по воздуху коня, напоминала сияющие солнечные лучи. Конь (комонь) – один из самых почитаемых в славянской традиции животных.
С образом коня связано множество легенд, мифов, сказок, примет, пословиц и поговорок. В сказках и былинах волшебный конь разговаривает человеческим голосом, выручает своего хозяина из любой беды, конь влияет и на судьбу человека.
Конь в языческих верованиях славян связан с культом плодородия и смертью, загробным миром. Конь в славянской мифологии наделялся способностью говорить человеческим голосом, он мог предвещать судьбу. В сказании о Вещем Олеге, «вдохновенный кудесник» предсказал князю Олегу «Но примешь ты смерть от коня своего» .
В древности существовал обычай хоронить коня вместе с умершим всадником, так конь сопровождал своего хозяина в царство мёртвых. На Вологодчине известен был обычай хоронить павшего Коня, как человека, оставляя на могиле перевернутые сани
Утренняя Заря (Денница) выводит под уздцы сияющих белых коней, предрассветные облака, разгоняя ночную мглу огненными стрелами лучей восходящего солнца. Днём, когда солнце стоит высоко в зените, божественные кони становятся красными или рыжими, а вечернюю мглу приносят на землю — темно-серые, сивые. Вечерняя Зоря уводит сивых коней с небосвода, и наступает Ночь, которая правит вороным конём, несущем на своей спине Смерть. Ночью солнечное божество Хорс освещает подземный мир.