Росто!к

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Росто!к » Светлица для рукодельниц. » В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины...


В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины...

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины. Учились они этому с раннего детства, и годам к шестнадцати девушка была настоящей мастерицей. Получив достаточное количество ниток прядением, из них делали ткань на ручном ткацком станке. Каждая крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан». В прошлом мастерицы владели множеством приёмов и видов ткачества. Работа на ткацком стане проходила следующим образом: ткачиха садилась на скамеечку перед первым «навоем», нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой «нит» шёл вниз, увлекая за собой один из двух рядов «нитей основы». В образовавшийся «зев» прокидывался «челнок с уточной нитью». Затем крестьянка нажимала вторую подножку, происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся «зев» пропускался челнок, а затем нити утка прибивались «бердом». За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы, так как все ходили в одежде сшитой своими руками из домотканой ткани. Изготовленную ткань кипятили в русских печах в больших чугунах со щёлоком из золы. Полоскали в проруби, затем расстилали по снежному насту, оставляя на ночь холсты, чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно. Ткали женщины не только ткань из тонких нитей, годную на бельё, скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки и портянки. Крестьянки часто окрашивали ткани в разные цвета. Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ чистоты, красный – символ солнца и чёрный – символ земли и покоя. Для окраски использовали природные материалы: листья, кору, камни.--

2

Более древнего женского рукоделия на Руси, чем вышивка, не найти. Тысячелетиями передавались всевозможные узоры и техники из поколения в поколение.
Основой для вышивки был особым образом обработанный холст. Льняной отбеленный для праздничной одежды и крепкий холст из конопли, или «посконь» - для повседневных нарядов.

Благодаря особой структуре такого полотна, представлявшей из себя некую своеобразную сетку, для вышивания даже самых сложных узоров канва не требовалась. Вышивальщицы просто считали нити. Наиболее распространенным в древней Руси был так называемый двухсторонний шов. Он позволял получать одинаковый рисунок с обеих сторон полотна.

Нитки использовались традиционно любимого для славян красного цвета. Особенно празднично такая вышивка выглядела на белом льняном полотне. Такая техника вышивания была в ходу с глубокой древности до начала 19 столетия.

С 19 века в ходу у русских мастериц-вышивальщиц появляется тамбурный, или петельный шов. Необходимость внимательно считать нити при вышивании отпадает, что позволяет создавать более сложные узоры, более сходные с рисунками. Также появляются и новые ткани - фабричного производства кумач, тонкое полотно. Для вышивания используют и разноцветные шерстяные нити, или гарус, и шелковую нить. Искусство вышивания выходит на принципиально новый уровень.

Для русских мастериц вышивание искони было не просто рукоделием. Для молодых хозяек это был способ продемонстрировать свои умения, аккуратность и рачительность. С малых лет девочки сами шили и вышивали себе приданое. И чем затейливее оно было украшено вышивкой, тем выше ценилась и сама рукодельница. Часто он начала заготовки приданого до свадьбы проходило 10-15 лет. И все это время девушка не забывала пополнять «коробью» с приданым.

Костюм молодой девушки был самым нарядным и говорил о вкусе и трудолюбии своей создательницы. Головные уборы, традиционно закрывавшие всю прическу незамужней девушки, вышивались бисером или жемчугом, шелковой нитью.

Важной частью праздничного костюма была рубаха. Она надевалась под сарафан, и все видимые части украшались как можно затейливее. Воротник, предплечья, а иногда и весь рукав были покрыты вышивкой.

Но самым главным в приданом юной славянки были полотенца. Они были традиционным подарком, который невеста преподносила жениху на свадьбу, поэтому над украшением полотенец она могла трудиться годами.

Самыми распространенными узорами для вышивания на Руси были различного рода птицы. В верованиях славян птицы, их регулярные перелеты, имели немаловажное значение. Прилет птиц совпадал с началом года по аграрному календарю. С их появлением на селе начинался новый цикл земледелия, поэтому птица была особо почитаема.

Второе место по распространенности в узорах славян занимает фигура женщины, олицетворяющая собой природу и землю. Заглавная фигура женщины может быть окружена картинами природы или почтительно склоняющимися перед ней всадниками. Очевидна аллегория поклонения всего живого Матери-природе.

Забытое с годами, искусство вышивания в последние годы вновь входит в моду. И уже сегодня одним из украшений интерьера в доме заботливой хозяйки снова становятся созданные ею вышитые полотна. Можно купить набор для вышивки крестом и смело вспомнить старинные русские традиции, воплотив свои фантазии.
http://panna.ru/images/8/0/d4456503582l.jpg

3

отличная и поучительная тема...
http://s3.uploads.ru/duOoI.gif  http://s3.uploads.ru/duOoI.gif  http://s3.uploads.ru/duOoI.gif


Вы здесь » Росто!к » Светлица для рукодельниц. » В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины...