Фото 2. На рушнике вышивают с двух сторон разное, т.е одна сторона для жениха, другая - для невесты. Общее только оформление и размер вышитой части.
Вышивается рушник в три этажа:
первый – дерево рода, и к нему обычно деревья с парой птиц
второй – пожелание для жениха и невесты («Совет да любовь», например)
третий – берегини, и в заключение вышивается свадебный венок с инициалами жениха и невесты.

Между символами свадебного рушника самое интересное и самое невзрачное на всем полотенце – дерево рода.
Растет оно из горшка, модификации разные, имеет два узла первый - родительский, второй – дочерний.

Первые ветви (под центральным родительским узлом) – дедушки и бабушки, жениха или невесты (зависит от стороны полотенца), ветки вниз – умерли, вверх – живы. Справа – родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – бабушки, нижние – дедушки. На центральном узле – точками – тети и дяди невесты (в соответствии со стороной родителя), причем, если с нижней стороны - старше отца (матери), с верхней – младше. Для женщин – вышивается треугольник, для мужчин – квадрат (4 крестика).

Второй уровень (над центральным узлом) – родители. Аналогично – справа – мать, слева - отец. Ветки вверх – живы, вниз – умерли. Вообще ветка, по логике должна быть одна, но вышивают почему-то две (наверное, для симметрии).

Верхний (дочерний узел) – на нем точками братья и сестры невесты(жениха). Сверху – младшие, снизу – старшие. Справа – сестры (материнская сторона), слева – братья (отцовская сторона).

Дальше располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии – символ непорочности, гвоздики – символ верности, мак – символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград – как символ богатства, дуб - как символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной – символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест.

Схемы и значение вышивки (фото 3-6)

1. Две звезды – одна в другой, в восьмиугольном обрамлении – означают любовь матери к детям и их ответное чувство.

2. Вышивая ручник такими знаками, женщина воспевала свою любовь к детям. Языком декоративного искусства мастерица говорила, что они – ее радость, счастье, дар Божий.

3. Крестообразный мотив в орнаменте – это священный знак, просьба защитить от болезней и темных сил.

4. Звезда в четырех углах – символ мужчины.

5. Крестообразно соединенные ромбы в обрамлении большого ромба означают крепкую семью. Так представлялась белорускам основа добра и счастья.

6. Ромб с лучами-отростками, направленными наружу, означает солнце, а с направленными внутрь - землю. Соединенные силы солнца и земли пробуждают весной природу. Символ жизни - так следует читать этот фрагмент.

7. «Будет дождик идти – будет хлеб расти». В вышивках на тему урожая встречается мотив, называемый «капля» или «дождик»: четыре треугольника образуют квадрат, поставленный на угол.

8. Образ урожая - розетка из четырех колосков, размещенных под прямым углом. Крестик на узоре, ромбы один в одном - обращение к Богу благословить труды земледельца. Символ урожая еще называют «Рай».

9. Символы памяти. Ромб с П-образными отростками – это молитва за умерших.

10. Человек умирает, а душа его бессмертна. Наши предки представляли ее мотыльком или птицей. На ручниках это изображалось в виде восьмиконечной звезды со скрепленными концами, часто с глазками, как на крыльях бабочки. Также символ вечностисоюза и любви в свадебных рушниках.

Поверья о процессе вышивки рушника:

- свадебный рушник можно на полный месяц и в яркие звезды расстелить на траве - что бы жизнь была ясной-яркой как звезды и луна как символ женской плодовитости и на солнце высушить - что бы жизнь светлой и богатой была
- перед вышиванием помыть руки - что бы "нехорошие мысли смыть"
- Свадебный рушник не должен иметь обрезанных краев, потому что, по легенде, нитка, ткущая рушник – «как судьба, должна ходить слева направо и не должна обрываться». Достаточно часто встречаются обрезные рушники, в которых длинная сторона обработана мережкой или просто подрублена. Такой рушник нельзя использовать для свадебных обрядов, потому что каждая оборванная или обрезанная нить по краю указывает на ссору молодой пары или на проблемы со здоровьем мужа или жены.
Совсем недопустимым является вышивание свадебного рушника на двух сшитых между собой кусках полотна. Свадебный рушник, символизирующий единение двух судеб, обязательно должен быть единым целым. Поэтому лучше всего вышивать свадебный рушник на цельнотканом полотне
- лучше всего для вышивки (по сакральной силе) шерстяные и шелковые нити, чуть хуже хлопковые (т.е.растительные), совсем не годится акрил - жизнь искуственной будет.
- Начинать рукоделие лучше всего с утра в четверг, нельзя во время вышивки ругаться, думать про плохое.
- По украинской традиции на свадебном рушныке не должно быть изображения дубовых листьев (их вышивали на рубашках парней, чтобы было больше девушек) и изображения цветов мака (их вышивали вдовы как символ скорби...).
- Мелкие неаккуратности не исправляют и не выпарывают, что бы в судьбу неразбериху не внести, мол жизнь разнообразна и не может быть идеальна.
- Рисунок с двух краев рушника практически одинаковый, чтобы гармония между духовным и материальным миром была.
- Середина обязательно пустая - что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит.
- Если в орнаменте есть изображение, что символизирует молодую пару (например, пара голубей), то ни в коем случае нельзя располагать над этим изображением горизонтальные элементы, которые отделяют символ семьи от незашитой белой середины рушника, которая символизирует Божье благословение
- Обязательно стараться аккуратно изнанку делать (особенно перекрещивать нити плохо), что бы сплетен о семье не было, что бы чужие люди не обсуждали и в личную жизнь не вмешивались.
- Идеальная изнаночная сторона вышитого изделия - требование, уходящее своими корнями в глубь веков. Наши предки считали, что именно изнанка является главным показателем качества работы. Если, повернув работу на изнаночную сторону, люди видели лабиринт из узелков и спутанных нитей, рукодельницу ждало всеобщее порицание. Считалось, что неряшливая изнаночная сторона рассердит покровителей ремесел и лишит покоя и защиты ее дом. Боясь разгневать духов, вышивальщицы придумали массу способов, чтобы спрятать нити под узором на лицевой стороне. Благодаря этому изнанка изделий больше напоминала гобелен, выполненный в необычной технике.http://sa.uploads.ru/peE0z.jpg
http://sa.uploads.ru/nTCzF.jpg
http://sa.uploads.ru/x6OCs.jpg
http://sa.uploads.ru/zLU1F.jpg
http://sa.uploads.ru/Ym0bP.jpg