Росто!к

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Росто!к » Коляды Даръ и Обереги. » Коло года


Коло года

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

КОЛО СВАРОЖЬЕ СВЯТО ВСЕБОЖЬЕ
КРУТИСЯ-ВЕРТИСЯ ДА КОЛОВЕРТИСЯ
КАК РОДОМ ПОРОЖДЕНО
КАК ВО ВСЕМИРЬЕ УТВЕРЖДЕНО
КАК СВАРОГОМ СОКОВАНО
КАК ВСЕСВЕТУ ДАРОВАНО
КАК МАКОШЬЮ ПОВЯЗАНО
КАК ПО ПРАВИ УКАЗАНО
КАК ВЕЛЕСОМ ИЗВЕДАНО
КАК ПРЕДКАМИ ЗАПОВЕДАНО!
ГОЙ!

Рекут мудрые, что Коло года есть величайшее ОткровениеБогов Родных в Яви. Едино Коло — как едино Всебожье Родово. Многолико оно — как многолики СамиРодные Боги. Крутится-вертится Коло Сварожье от веку— водят Хоровод Свой Родные Боги, Круговерть Всемирья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А наЗемле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных исто славят, да сами через те славленияСилами Божескими исполняются, Единство Всебожья Родова во Сердцах Вещих радениямивосстановляют. А было тако вопору древности седой, и есть тако ныне, и будет тако же — пока Солнце светит, пока Земля родит! Во славуРодных Богов!

О времени, когдадолжно Святодни родноверческиеотмечать, сказать особо нужно, ибо есть Святоднинедвижимые, и есть Святодни «плавающие» — подвижные.Недвижимые Святодни суть: оба Солнцеворота (Зимний да Летний) и оба Равноденствия (Вешнее да Осеннее).Их отмечают строго по Солнцу, не взирая на иные явления. «Плавающие» Святодни суть те, кои отмечаются по явлениям Природы да порастущему либо убывающему Месяцу. Ещё есть памятные даты — дни основания градови весей славянских, дни рождения великих людей, какие-либо местные и сословныепраздники, даты основания родноверческих общин ипрочие, о коих в другой раз речь поведём.

Первейшие Святодни родноверческие в Летовращениисуть[2]:

1. КОЛЯДА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченныйк Зимнему Солнцевороту[3], деньРождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления —возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая»новорождённому Солнцу.
В порудвоеверия «Православные» христиане отмечали 25 стуженя/декабря (по «старому стилю»)Рождество Христово[4], причём само празднованиеначиналось ещё 24 стуженя/декабря — в ночь передРождеством. В народе говорили: «На Рождество и Солнце играет», «Зима — заморозы, мужик — за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки —травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная»,«Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густои ягод будет».

2. БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Большие Зимние Святки,двенадцать Святодней, символизирующие собойдвенадцать месяцев в году (шесть Светлых — светлое Полукологода, и другие шесть Тёмных — тёмное Полуколо),начиная с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число Святочных) и до Водокреса (см. далее): с 24 стуженя/декабряпо 5 сеченя/января.Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнатьтьму (как это было во времена, когда Сварог ещётолько ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широкораспахнуты. Это пора поминовения предков — Навьих Дедов[5], колядования[6],обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок[7] ипрочего.
«Православные»христиане делили Святки на две части: Святые вечера, длившиеся от канунаРождества до Васильева вечера[8] (Щедреца, или Щедрого вечера, отмечаемого 31 стуженя/декабря), и Страшные (Ворожные)вечера, продолжавшиеся до Крещения. Святочные вечера (особенно Страшные)считались в народе временем «без креста», ибо, согласно христианским суевериям,в это время года только что родившийся младенец Иисус ещё не был «крещён»[9], аиудейский Бог Саваоф (или Иегова) от радости, что унего родился сын, отомкнул двери Иного мира и выпустилвсех бесов «погулять».

3. ВОДОКРЕС — Святодень,завершающий Святочные бесчинства. Пора, когдазакрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сиюпору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес— Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в нихв этот день, исцелился от всевозможных недугов.
«Православные»христиане отмечали 6 сеченя/январяКрещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении»[10]Иисуса в водах реки Иордан[11] вПалестине.

4. ГРОМНИЦА — встреча зимы с весной на мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силамМорены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром. В народеговорят: «На Громницу зима с летом (весной)встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима намороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своейберлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Моренубыть милостивой к ним.
«Православные»христиане отмечали 2 лютеня/февраляСретенье Господне. Сретенье (Встреча) напоминало христианам о встрече младенцаИисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейсяв иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.

5. МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС ВОЛЧИЙСВАТ — Святодень, посвящённый Велесу ВолчьемуСвату, предваряющий Малые Велесовы, или Волчьи,Святки и Великий Велесов день (см. далее).
«Православные»христиане отмечали 3 лютеня/февралядень Симеона и Анны, именовавшийся тако же Малым Власием. В народеговорили: «Семён с Анной сбрую починяют, а Власийконей седлает». По народным поверьям, на ВласияДомовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошадипривязывали кнут, рукавицы и онучи.

6. МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Малые Зимние Святки, Велесова седмица — с 4 по 10 лютеня/февраля — череда Святодней междуВелесом Малым (3 лютеня/февраля) и Велесом Великим(11 лютеня/февраля): 4 лютеня— Велес Студёный, 5 лютеня — Велес Корович (или ВелесКоровятник), 6 лютеня —Велес Телятник, 7 лютеня — Велес Лукавый, 8 лютеня — Велес Серповидец, 9 лютеня — Велес Житный Дед, 10 лютеня— Велес Зимобор.
В пору двоеверия «православные» христиане отмечали следующиепраздники: 4 лютеня — Николу Студёного[12] («НаСтудёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный— Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»; 5 лютеня— Агафью Коровятницу («На Агафью Коровья Смерть посёлам ходит»[13]) — в деревнях творилиобереги на скот; 6 лютеня — ВуколаТелятника («На Вукола телятся жуколы[14]»);7 лютеня — святого Луку («Пришёл Лука — пеки пироги слуком») — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;8 лютеня — Захария Серповидца («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «ЗахариюСерповидцу молятся бабы-жницы»); 9 лютеня — Никифоров-Панкратов («Пришёл Панкрат— хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмныминочами», «На Никифора лапти плетут»); 10 лютеня —Прохора («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас— никак, скоро весна у нас»).

7. ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР— Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (ВелесуЗимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровийпраздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыкавсякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительствада защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенныесказители, буйные скоморохи чтут Велеса — ПремудрогоБога, своего Вышнего Покровителя — особо: волхованиями да воспеваниями,радениями да славлениями.
«Православные»христиане отмечали 11 лютеня/февраля день святого Власия— покровителя скота. О сём в народе говорили: «Власьевдень — Коровий праздник», «Власий — сшиби рог сЗимы», «У Власия и борода в масле[15]».Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.
Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) — 15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме времявспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, апоутру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый мотокпряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.
16 лютеня/февраля отмечали Именины Кикиморы — Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениямистарались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и непроказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо,по поверьям, о сию пору Ярило Велесич«воздевает Зиму на вилы».

8. ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ)— зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первыевести о грядущем весеннем тепле.
«Православные»христиане 21 лютеня/февраляотмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей— уж тепло у дверей», «Февральские Тимофеи — Весновеи;как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожитьдо Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».
Незадолгоперед Весновеем — 18 лютеня/февраля— кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял о сию порупеть птицу овсянку: «Покинь сани! Покинь сани!» Птичка овсянка с желтоватым зобкоми зеленоватой спинкой слыла вестницей скорого тепла.

9. КОЩЕЕВ ДЕНЬ — отмечается один раз вчетыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог«возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к РоднымБогам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде.
«Православные»христиане отмечали 29 лютеня/февраля день святого Кассиана,именуя его: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», а такоже: «Скупой», «Завистник», «Корыстник», «Косоглазый»,«Остудный» и проч. В народе говорили: «На что Касьянвзглянет — всё вянет», «Касьян на скот взглянет — скот валится, на дерево —дерево сохнет». «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна.

10. СОРОКИ — ЗакличкиВесны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых внароде Ярилиными Плешами. Согласно славянскимверованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближениеДевы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот годособую удачу и добрый урожай.
«Православные»христиане отмечали 9 березозола/мартадень Сорока Мучеников. В народе говорили: «На Сорок Мучеников сорок птицприлетает, сорок пичуг на Русь пробирается», «На Сорок Мучеников — прилётжаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков». В этот день хозяйкипекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннеетепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов»из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному наулицу, «откупаясь» так от Мороза.

11. МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА (КОМОЕДИЦЫ) —один из четырёх важнейших праздников Кологода,приуроченный к Весеннему Равноденствию[16] иотмечаемый 25 березозола/марта,а тако же предшествующая ему Масленичная седмица[17] (с 18 по 24 березозола/марта).Согласно славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силупосле зимы, а души предков «прилетают на птичьих крылах» из ИрияНебесного навестить нас — своих потомков[18].Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от «крес»— «огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Основные обрядовые блюда наМасленицу: блины, сыр, творог, масло.
Во времяМасленичной седмицы[19] тако же празднуют Комоедицу —Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгойзимней спячки[20]. Родноверы-мужчинычествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинамина Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из смесимуки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в леси кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которогопросят не драть скот и не озрничать на пасеках втечение всего года.
«Православные»христиане отмечали 25 березозола/марта Благовещенье[21], коепочиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/СорокаМучеников) Закличками Весны. В народе говорили: «НаБлаговещенье весна зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт», и даже самоСолнце «играет»; «С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт», «Благовещенье —птиц на волю отпущенье». Тако же о сию порупримечали: «На Благовещенье гроза (Первый Гром — Вешнее Перунье)— на тёплое лето».
СобственноБлаговещенью предшествовали: 12 березозола/мартаФеофан Проломи Наст — «На Феофана туман — бытьбольшому урожаю на лён и коноплю»; 17 березозола/мартаАлексей Тёплый (Алексей Водотёк) — «Алексей пришёл —ледок поколол», «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей — с горводы потоки, а рыба с зимовки», «Алексей — выверни оглобли из саней»; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) — время, с которого начинали белить холсты.
Вскоре послеБлаговещенья отмечалась Матрёна Настовница илиМатрёна Полурепница[22] (27 березозола/марта) — время схода последнего снежного наста иприлёта пигалиц-настовниц (чибисов).

12. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО — чествованиеДомового Хозяина и принесение ему особливых треб.
«Православные»христиане отмечали 30 березозола/марта день Иоанна Лествичника,пекли из теста «лествицы для будущего восхождения нанебо» и старались всячески задобрить «бесившегося» до полуночи (либо до первыхпетухов) Домового.

13. ВОДОПОЛ (ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО) —пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.
«Православные»христиане отмечали 3 цветеня/апреляНикиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требуВодяному, примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будетхудой[23]».Ему предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 цветеня/апреля)— собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркалада Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно — ходить по нему опасно». На Акулину (7 цветеня/апреля), по поверьям, русалки выходят на берег,просят у людей холстины — наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре,приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто кускихолста, веря, что за это русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё ихсемейство.
Вскоре послеНикиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 цветеня/апреля):«Антип воды распустил», «Антиповы водополы —подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

14. СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) —тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннеетепло, перемежающееся с ненастьем.
«Православные»христиане отмечали 5 цветеня/апреляФедула Ветренника и Федору Ветренницу. В народе говорили: «Пришёл Федул— теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул,тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне нашФедул с ветра губы надул».

15. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — Святодень, посвящённый вещей птице — Ворону. Каркая наддомом, где живут не по Прави, Ворон — как вестник Кощного Бога — призывает на нечестивцев Навью кару. Мудрым же Ворон — как потворник Велесов — приносит в клюве своём Живую и Мёртвую воду иоткрывает тайны жизни и смерти.
«Православные»христиане отмечали 14 цветеня/апреля Мартына Лисогона. По приметам охотников,в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и впервые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы иглухи»: «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает». Такоже в этот день замечают, что вороны купают своих детей и отпускают вотдел — на отдельное семейное житьё. В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу,клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверхдном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытныхптиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.

16. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ — череда Святодней,предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейнаяседмица (с 16 по 22 цветеня/апреля), посвящённая чествованию Девы Лели — юной БогиниВесны и девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женскихводяных духов — русалок-берегинь. Осию пору девы в долгорукавках без оберегов,уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней.
«Православные»христиане отмечали 16 цветеня/апреля Ирину (Арину) Урви Берега — начало Русалий. В народе говорили: «Ирина — Урви Берега, Разрой Берега», «Ирина — Заиграй Овражки», «Неустоять берегу против Ирининой воды». Примечали: «Если овражки заиграют и опятьзамёрзнут — жди помехи на урожай».

17. ЛЕЛЬНИК — Девичий праздник,завершающий Русалью (Русальскую)седмицу, или Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля— накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию порурасцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневыйсад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудняприлетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзыптицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Еслиумыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потомЖивой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берегаводоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят своюдевичью ворожбу.

18. ЯРИЛО ВЕШНИЙ — Ярила «отмыкает»(оплодотворяет[24]) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинаетсябурный рост трав.
«Православные»христиане отмечали 23 цветеня/апреля день Георгия Победоносца (ЕгорияХраброго, Юрия Вешнего) — Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землюотмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет», «Егорий сросой, а Никола[25] с травой», «Егорий степлом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый — зиме ворог лютый». Еслиблагоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота напастбище — на Ярилину росу. По обычаю скотинуподгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек,приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочкарастёт, так и ты расти!» А тако же: «Не я бью — вербабьёт», «Будь высокий, как верба; будь здоровый, как вода; будь богатый,как земля», «Вербохлёст — бей до слёз!» Купались вросе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!»Говорили: «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрияроса — не надо коням овса», «Гони животину на Юрьевуросу». Просили Ярилу (Егория) — Покровителя пастухов,Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищногозверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха»,«С Егорья — начало сева яровых». По Юрьеву днюопределяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз — будет просо и овёс», «НаЕгория мороз — под кустом овёс», «На Юрия мороз — гречихи воз», «На Егория роса— будут добрые проса».

19. ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЧЬ — чародейнаяночь с 30 цветеня/апреляна 1 травеня/мая, когда Чернобогокончательно передаёт Коло года Белобогу, а ВратаНави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

20. ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней, предшествующих дню Земли (см.далее), седмица поминовения предков (с 1по 7 травеня/мая), когда навии(души умерших) посещают живых.
«Православные»христиане отмечали о сию пору Пасху[26],коей предшествовала так называемая Страстная неделя[27].Неделя, следующая за Пасхой, называлась Фоминой неделей — временем поминовенияусопших. Основным днём Фоминой недели почитался вторник, именуемый в народе РАДУНИЦЕЙ[28] (РОДОНИЦЕЙ)[29], когдародственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во времякоего усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу сживыми. Самым опасным днём Фоминой недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этотдень души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойноих встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и невходили в неё до рассвета. Самым радостным днём Фоминой недели считалосьвоскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водилихороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же вэтот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.

21. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ, ИЛИ ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ (ДЕНЬЗЕМЛИ) — Святодень, когда пробудившаяся послезимнего сна Мать Сыра-Землячествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает»,поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метатьножи. Особливо чтутся водень сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвывыходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.
«Православные»христиане отмечали 9 травеня/маяНиколу[30]Вешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: «Нет за мужика поборника —супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику возподымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает[31], а Николай— коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались наНиколин день травою».

22. ЖИВИН ДЕНЬ — Святодень,посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны.
«Православные»христиане отмечали 13 травеня/мая Лукерью Комарницу,ибо, по приметам, с этого дня вместе с тёплым ветром появляются комары. Внароде примечали: «Много комаров — быть хорошему овсу, комара нет — овса и травне будет». Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами«на тёплые моря», а весною опять приносятся на Русь.

23. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) —череда Святодней, предшествующих ЯрилеМокрому (см. далее), чародейная седмица (с 26 травеня/маяпо 2 кресеня/июня), посвящённая проводам весны исопутствующих ей женских духов — русалок-берегинь.Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина — Жена Лада. О сиюже пору провожают Кострому — Ярилину сестру, макая Еёчучелко[32] вводу, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сиесвященнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалоки рубахи-долгорукавки без оберегов.
«Православные»христиане отмечали о сию пору Вознесение[33]. Внароде говорили: «Цвести весне до Вознесенья», «Дошла весна до Вознесенья — тутей и конец», «Весна на Вознесение на Небо возносится — на отдых в Ирий Светлый просится», «С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье — и Дедам (предкам), и внукам (живым ихпотомкам)».
Седьмая отПасхи неделя называлась Семицкой, а седьмой от Пасхи — следующий за Вознесением— четверг именовался Семиком или Русалкиным (Русальим) днём. В народе говорили: «На Русальной неделекупаться опасно — русалки защекочут». В Семик девушки ходили в лес —«кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затемцеловались, сопровождая всё действо соответствующими обрядными песнями[34]. Семицкаясуббота называлась Кличальным днём, когда совершалисьособливые обряды проводов русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девысплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце,разрывали и размётывали его по полю.

24. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ — Змеиный праздник,отмечаемый во время Зелёных Святок; один из СвятоднейКологода, посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницыВелесовы, выходят на белый свет, принося Землеплодородие.
«Православные»христиане отмечали 30 травеня/мая Исакия Змейника. По поверьям, в этот день змеи «имеют власть»безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их.Считалось, что змеиный укус в этот день «ни поп не отчитает, ни бабка(знахарка) не зашепчет». В народе о Змейникеговорили: «За Федосьей[35] — Исакий, выползает из нор гадвсякий», «На Исакия змеи скопляются, идут поездом назмеиную свадьбу», «На Исакия средь ряски — змеиныепляски», «На Исакия Семиглавый Змей — змеиную свадьбусправляет».

25. ЯРИЛО МОКРЫЙ[36] И ТРОЯН (ТРИБОГОВДЕНЬ) — праздник конца весны и начала лета, отмечаемый 3 кресеня/июня, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе БогаТрояна над Чёрным Змеем. О сию пору родноверы прославляютСварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощениеммощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.
«Православные»христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу)[37]. Осию пору издревле поминали предков[38] итворили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» — то естьнеестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню,дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба —из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух — будет на дворе, как на печке».Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а передсамым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в этовремя «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот деньсчитается священной и целебной.

26. КУПАЛА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченныйк Летнему Солнцевороту[39].Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета всехживотворящих сил Матушки Природы. О сём речено в народе: «На Купалу — Солнце на зиму, а лето на жару»,«Кто не выйдет на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню —тот будет бел-берёза», «Где Ярило купался, там берегколыхался; где Мара купалась, там траварасстилалась».
«Православные»христиане отмечали 24 кресеня/июня день Иоанна Крестителя («Ивана Купалы»[40]).Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) наберегах водоёмов разжигали священные костры, через которые прыгали парами,взявшись за руки, парни и девушки[41].Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-цвет, а поутру купались в целебной росе...
НаканунеКупалы отмечали день Агриппины или АграфеныКупальницы, или Аграфену — Лютые Коренья (23 кресеня/июня).Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начиналикупаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегаликупаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницустарики закупываются[42]». Тако же считали, что некоторые волховскиерощения, а особенно коренья, обретают о сию порулютую (то есть злую) силу.

27. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) —чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, какправило, приходящееся на самый разгар летней жары.
«Православные»христиане отмечали 29 кресеня/июня Петров день (день Петра и Павла). В народеговорили: «Пётр и Павел жару прибавил», «Пётр и Павелдень убавил», «К Петрову дню вода в реке умеженится(спадёт)», «На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных, или Сварожьих(Петровских), качелях: «Петровские качели — на Летопроводца[43]обрученье», поэтому Летнее Сварожье почитается тако же днём Лады.

28. ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА — праздник,посвящённый чествованию ясного Месяца и его Вышних Покровителей — ВелесаРогатого и Мары Луноликой.
«Православные»христиане отмечали 5 липеня/июлядень Афанасия Афонского. В народе говорили: «Афанасьев день — Месяцевпраздник».
О сию порувыходят смотреть на «играние» Месяца. Если Месяц привосходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, илиизменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всёэто происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои именины. «Играние» Месяца — примета счастливая: «На Афанасия Месяц навосходе играет — к урожаю».

29. ЛЕТНЕЕ МАКОШЬЕ (ЛЕТНИЕ МОКРИДЫ) — Святодень Макоши-Мокрины.
«Православные»христиане отмечали 19 липеня/июля Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокридасуха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, тострада ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая»,«Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, ине будет орехов — все повымокнут». День Летних Мокрид считался важным идля будущего года: «Коли на Мокриды дождь, наследующий год уродится рожь».

30. ПЕРУНОВ ДЕНЬ — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей.По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры»(сглазы и порчи) и многие болезни.
«Православные»христиане отмечали 20 липеня/июля Ильин день (Илью Пророка). В народеговорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинаютходить против ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «ДоИльи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит», «До Ильина днядождь в закром, а после Ильина дня — из закрома», «Илья словом дождь держит инизводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина днямужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина дня в поле сиваконя не увидать — ночи тёмные». «Илья Пророк — косьбесрок», — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва[44],«Илья Пророк в воду льдинку уволок», — по поверьям, умчащегося по поднебесью Перунова коня в этот деньслетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела[45].
Перунов(Ильин) день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, пообычаю, было нельзя: «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит». В этотдень не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесусвободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Тако же на Ильин день перегоняли пчёл, подчищали ульи,подрезали первые соты, отсюда присловица: «Богат, какИльинский сот». Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали вовремя молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время молений опрекращении затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесныхпожаров.
Готовились к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный пирогна всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. Всамом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Самопразднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую,подробнее о коих см. наши: «Свято Перунье» и«Перунов день»[46].
Вскоре послеИльина дня отмечали: 24 липеня/июля — Борис и Глеблетние («На Бориса и Глеба — пали копны: гроза жжёт копны у тех, кто работает во сей день»); 27 липеня/июля — Пантелеймон Целитель, прозванный в народе Палием («Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб»,«Палий — пали копны: Палий спалит двор у того, кто возит вэтот день копны на гумно»); 30 липеня/июля — Силиндень («Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу и бессильный богатырёмживёт», «На Силу не взять ведьме над скотиной силу»[47]).

31. МЕДОВЫЙ СПАС — первый из трёх Спасов, праздников Урожая. О сию пору, по народнымприметам, пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинаютвыломку сотов.
«Православные»христиане отмечали Медовый Спас 1 серпеня/августа[48]. В народеговорили: «Спасовка-лакомка», «Напервый Спас и нищий медку попробует», «Первый Спас — проводы лета», «От первогоот Спаса накопит и мужик запаса», «Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный,третий — Спожинки», «Первый Спас — первый сев (озимых)», «С первого Спаса —холодные росы», «Ласточки отлетают в три Спаса», «Ласточка весну начинает,осень накликает», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье».

32. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС — второй из трёх Спасов, праздников Урожая. В этот день на Капищахпроисходит торжественное благословение принесённых плодов, после чего ихразрешается употреблять в пищу.
«Православные»христиане отмечали 6 серпеня/августапраздник Преображения Господня[49]. Внароде говорили: «Со Спаса-Преображения погода преображается», «Второй Спас —встреча осени, первые Осенины», «Второй Спас — держирукавицы про запас», «Пришёл второй Спас — всему час: плоды зреют», «Наяблочный Спас и нищий яблочко съест», «У Спаса не без припаса», «Каков день вовторой Спас, таков и Покров (1 листопада/октября)».

33. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) — буйныеветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести огрядущей осени.
«Православные»христиане отмечали 8 серпеня/августадень Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут»,«Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «КаковМирон Ветрогон, таков и январь».
Вскоре послеМирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи— к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветромперекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».

34. ЛАДИНО ПОЛЕТЬЕ — «молодое бабье лето», череда Святодней,посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета, отмечаемые с15 по 28 серпеня/августа.

35. СПОЖИНКИ — праздник окончанияжатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землюза урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая[50]) изаплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу[51].
«Православные»христиане отмечали 15 серпеня/августа Успение Пресвятой Богородицы. В народеговорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки».Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку — на пест, на колотило, накривое веретено!» — возвращая себе при помощи этого заклинания отданную имиЗемле (ниве, жниве) силу.
В некоторыхгуберниях Спожинки праздновались в один день с Хлебным Спасом (16 серпеня/августа).

36. ХЛЕБНЫЙ (ОРЕХОВЫЙ, ВОДЯНОЙ) СПАС —третий, последний Спас, праздник Урожая, СвятоденьВеликой Матери Макоши. О сию пору обходят колодцы,принося требы Государыне Воде, женщины кланяются Великой Матери холстами ипряжей.
«Православные» христиане отмечали 16 серпеня/августа третий Спас[52],прозываемый в деревнях тако же Хлебным, Ореховым,Спасом на воде и Спасом на холсте). В народе говорили: «Третий Спас —хлеба припас», «Хорош третий Спас — зимой будет квас». О сию пору примечалиотлёт птиц, особенно ласточек и журавлей: «Кто когда хочет, а журавль ктретьему Спасу отлетает», «Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров(1 листопада/октября) будет мороз, а нет — зима позже».
Вскоре затретьим Спасом следует Конский праздник (18 серпеня/августа),один из Велесовых дней Кологода[53].

37. ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО — чествованиеЛесного Хозяина и принесение ему особливых треб.
«Православные»христиане отмечали 22 серпеня/августа день Агафона Огуменника. По поверьям, в ночь под АгафонаЛеший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам ивообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В народе говорили: «На Агафона Леший из лесу в поле выходит». В некоторыхгуберниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна скочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку,дабы оберечься от творимого Лешим озорства.

38. МАКОШИНО ПОЛЕТЬЕ — «старое бабьелето», череда Святодней, посвящённыхБогине Макоши-Прародительнице, последние тёплые днилета, отмечаемые с 1 по 7 вересеня/сентября.
«Православные»христиане отмечали 1 вересня/сентябрядень Симеона Летопроводца.В народе о сём говорили: «Семён лето провожает, бабьелето начинает».

39. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ — праздниквсего рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия.Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макошикак Матушки-Осенины. В этот день приносят требы РодуВседержителю (Всебогу) и роду небесному (предкам), а тако же прославляют род земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду-Всеотцу иРодным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!»
«Православные»христиане отмечали 8 вересеня/сентябряРождество Богородицы. Осенины праздновались, какправило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую[54]хорошая — осень будет хорошая».

40. ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — осенний Змеиныйпраздник; один из Святодней Кологода,посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Мары.
«Православные»христиане отмечали 14 вересеня/сентября Воздвиженье Креста[55]. Внароде говорили: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холоднадвигает», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица вотлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Воздвиженье змеисползаются в кучи, по оврагам, и прячутся — уходят под землю», «ОколоВоздвиженья змеи цепенеют, уходят под землю[56]перед зимней спячкой», «На Воздвиженье ни змей, ни гад по земле сырой недвижется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит».
По народнымповерьям, в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «ЗмеиногоЦаря», поэтому в этот день запрещается ходить в лес[57]. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают полесам, а потом «проваливаются сквозь землю», где спят до будущей весны.
О сию же порув деревнях совершался обережный обряд «похорон мух,блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины.Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманныхнасекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворнопричитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мухподвешивали в «гробиках» к ветке дерева[58], повторяя таким образом один из древнейших способовзахоронения покойников.

41. ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ)— холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенниехолода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.
«Православные»христиане отмечали 20 вересеня/сентября день Евстафия(Астафия) Листобоя. Внароде говорили: «На Астафия примечай ветры: северный— к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои», «Коли на Астафиятуман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятнаяи снег не скоро выпадет».
В народе Астафия называли ещё — АстафийМельник, поэтому сей день отмечали как праздник мельников и водяных мельниц. Тако же Астафий Листобой почитался днём проводов Водяного, ибо верили, чтоВодяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны.

42. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — одиниз четырёх важнейших Святодней Кологода,приуроченный к Осеннему Равноденствию[59].Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина«прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всехсобравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — тоэто означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрецблагословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год неузрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Согласнославянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга,куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны[60],оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.
«Православные»христиане отмечали 24 вересеня/сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народеиз-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утраммолотить хлеб («замолотки»), зажигали огонь в овинах(так называемые Именины Овина, во время которых прославлялся Огонь Сварожич[61]). Говорили:«На Заревницу хозяину — хлеба ворошок, амолотильщикам — каши горшок». Примечали: «С Заревницы— зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль — «убегает лошадинымскоком».
Накануне Фёклы Заревницы в деревняхпраздновали Печные Именины. Большуха(старшая женищина в семье) кланялась печи и ПечнойХозяйке, рекла слова: «Печенька-матушка,ты, Печная Хозяюшка! Пособи мне, внучке Даждьбожьей [имярек],с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде сохрани!»

43. ПЕРВОЕ, ИЛИ МАЛОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ(ПОКРОВ) — Сварог кроет Землю павшим листом дакличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле —конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень«переламывается» на зиму.
«Православные»христиане отмечали Покров[62] 1 листопада/октября. В народеговорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зима», «Покров кроет Землю где листком, а где и снежком», «Не удивляйся снегу наПокров». Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если наПокров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная;если с юга — зима тёплая; если с запада — снежная». С Покрова начиналась порасвадеб. О сём в народе рекли:«Придёт Покров, девке голову покроет[63]»,«Если снег Землю покрывает на Покров — счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, которым пришла поравыходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, МатьСыру-Землю снежком, а меняженишком!» С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начиналидержать скотину дома — на зимнем корме. Тако жеПокров — начало женских работ в избе.
На следующийдень после Покрова отмечали день Киприана и Иустины — 2 листопада/октября. В этот день обращались кВелесу и Макоши с просьбой защитить от нечистой силы,колдовских чар и злых наваждений. От злого очарования девушки просили Макошь (Устинью), а парни —Велеса (Куприяна).

44. ПРОВОДЫ ЛЕШЕГО — прощание с ЛеснымХозяином до будущей весны[64].
«Православные»христиане 4 листопада/октябряотмечали Иерофеев (Ерофеев) день. По поверьям, сэтого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под землюна Змейник Осенний). Чуя,что выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырываютземлю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесамвоют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаютсясквозь землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.

45. ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней, предшествующих ОсеннемуМакошью (см. далее), седмица поминовения предков (с 21 по 27 листопада/октября),проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ предков в Ирий — до будущей весны.
«Православные»христиане субботу перед Дмитрием Солунским (26листопада/октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовениюумерших родителей. Согласно легендам, в этот день Дмитрий Донской положилсправлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. КузьминскимиДедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космыи Дамиана (1 груденя/ноября), а Михайловскими Дедаминазывалась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя/ноября).

46. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ) —Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущейвесны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чемдосадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей[65]всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют[66] ирасчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а такоже предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами исмотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.
«Православные»христиане отмечали две даты, посвящённые ПараскевеПятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой[67],Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно, происходящих отколдовства): 14 листопада/октября — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября — деньПараскевы Пятницы, или ПараскевыЛьняницы. В деревнях о сию пору начинали мять итрепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабывыносили вытрепанный лён на показ, устраивая «льняные смотрины».

47. ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЧЬ — чародейнаяночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобогокончательно передаёт Коло года Чернобогу, а ВратаНави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

48. ВТОРОЕ, ИЛИ ВЕЛИКОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ(СВАРОЖКИ)[68]— череда Святодней, посвящённыхСварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей (Сварожьяседмица: с 1 по 7 груденя/ноября).Пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же время, когда Земля начинает сковываться на зимульдом.
«Православные»христиане отмечали 1 груденя/ноября день святых Космы и Дамиана — Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки)[69]. Внароде говорили: «Кузьма и Демьян — проводы осени, встречазимы, первые морозы», «Кузьминки — курьи именины, девичий праздник», «БатюшкаКузьма-Демьян — куриный бог», «На Кузьму-Демьяна — курицу на стол». О сиюпору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Кузьма-Демьян сосеннего перепутья путь правит», «Демьянов путь — не путь, а только зимыперепутье». Очень много Кузьминских приговоровсвязано с началом зимы и первыми морозами: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы морозс горна идёт», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в нейледяные цепи куются», «Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Кузьма иДемьян с гвоздём», «Кузьма-Демьян — скуй воды», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна»и т.п.
Тако же о сию пору отмечались: 2 груденя/ноября— Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, ПигасийСолнце гасит», «Акиндин и Пигасийосматривают житницы»); 6 груденя/ноября— Павел Исповедник и Варлаам Хутынский— Ледоставы («Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать снежную, хорошую дляозимых», «Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко— то и хлеба будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга — мороз давьюга»); и 8 груденя/ноября — Михаил Архангел, поракратковременных Михайловских оттепелей: «Кузьма закуёт, а Михайлораскуёт». Если же оттепелей не было, говорили: «С Михайлина дня зима стоит,земля мёрзнет», «День Михайла — с полумостом»,«Михайло мосты мостит», «Со дня Михайла Архангела зимаморозы куёт».

49. МАРИН ДЕНЬ — приход Морены-Зимы[70].
«Православные»христиане отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону)Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёнутуман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плаватьна воде».
По поверьям,приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали вэтот день Введение Марии Богородицы во храм[71]. Внароде говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы»,«Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательновступает в свои права.
За день доВведения отмечали Прокла (20 груденя/ноября)— день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают».Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября)— день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт —за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там изимний путь стал».

50. КОРОЧУН — самый короткий день вгоду, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год.Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды.
«Православные»христиане праздновали 24 стуженя/декабря Сочельник (от славянск.«сочиво» — «кутья»). По поверьям,ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря — Коляда)благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п.В народе о сию пору примечали: «Коли под Рождество небо звездисто— богатый приплод скота и много ягод на будущий год», «Каков в Сочельник инейна деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день — сильные морозы, кхорошему урожаю», «Коли тропинки черны — урожай на гречу».

ДВАДЦАТЬ ВАЖНЕЙШИХ СВЯТОДНЕЙ КОЛОГОДА

Двадцатьважнейших Святодней Кологодасуть:
* 1. КОЛЯДА(25 стуженя/декабря);
2. Водокрес (6 сеченя/января);
3. Громница (2 лютеня/февраля);
4. Велесов день (11 лютеня/февраля);
5. Сороки — Заклички весны (9 березозола/марта).
* 6.МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта);
7. Ярило Вешний (23 цветеня/апреля);
8. Вешние Деды(с 1 по 7 травеня/мая);
9. Вешнее Макошье (9 травеня/мая);
10. Ярило Мокрый (3 кресеня/июня).
* 11. КУПАЛА(24 кресеня/июня);
12. Летнее Сварожье (29 кресеня/июня);
13. Перуновдень (20 липеня/июля);
14. Спожинки (15серпеня/августа);
15. День Родаи Рожаниц (8 вересеня/сентября).
* 16.ТАУСЕНЬ-РОДОГОЩ (24 вересеня/сентября);
17. ОсенниеДеды (с 21 по 27 листопада/октября);
18. Осеннее Макошье (28 листопада/октября);
19. Осеннее Сварожье (с 1 по 7 груденя/ноября);
20. Марин день(21 груденя/ноября).
(Звёздочкой помечены четыре важнейшихСолнечных Святодня Кологода.)

ДВЕНАДЦАТЬ УДЕЛОВ БОЖЕСКИХ КОЛОГОДНЫХ

ДвенадцатьУделов Божеских Кологодных, из коих состоит Коло Сварожье[72],суть:
1. Удел Коляды— месяц сечень/январь.
2. Удел Велеса— месяц лютень/февраль.
3. Удел Лели(Весны-Девы) — месяц березозол/март.
4. Удел Огнебога Сварожича — месяццветень/апрель.
5. Удел Великой Матери Макоши и Живы Светлой— месяц травень/май.
6. Удел Ярилы и Костромы — месяц кресень/июнь.
7. Удел Купалы— месяц липень/июль.
8. Удел Даждьбога — месяц серпень/август.
9. Удел Рода иРожаниц — месяц вересень/сентябрь.
10. Удел Световида (а также Велеса) — месяц листопад/октябрь.
11. УделВеликой Матери Макоши и Мары Темяной— месяц грудень/ноябрь.
12. Удел Корочуна (Кощного Бога) — месяц стужень/декабрь.
Удел Самого Рода — поистине весь Кологод,ибо Всесущий Всебог Родесть Недвижимый Центр Кологодного Коловрата,Исток всякого Коловращения во Всемирьи.

ЧЕТЫРЕ УДЕЛА БОЖЕСКИХ КОЛОГОДНЫХ

Четыре УделаБожеских Кологодных, в соответствии с четырьмявременами суток, четырьмя сторонами света и четырьмя стихиями:
1. Удел Кощного Бога и Мары-Морены: Зима — Ночь — Север — Земля.
2. Удел Ярилы-Весеня и Лели-Девы: Весна — Утро — Восток — Воздух.
3. Удел Даждьбога Сварожича иЛады-Матушки: Лето — День — Юг — Огонь.
4. Удел ВелесаСнопобрада и Макоши Осенины: Осень — Вечер — Запад — Вода.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОЛОГОДНЫХ:

Четыреосновных Противостояния Кологодных суть:
1. Купала(лето): 24 кресеня/июня — Коляда (зима): 25 стуженя/декабря.
2. Перуновдень: 20 липеня/июля — Велесовдень: 11 лютеня/февраля.
3. Масленица-Комоедица (весна): 25 березозола/марта— Таусень-Родогощ (осень): 24 вересеня/сентября.
4. Живин день: 13 травеня/мая —Марин день: 21 груденя/ноября. Либо: Вешние Деды:Навья седмица перед Вешним Макошьем(9 травеня/мая) — Осенние Деды: Навья седмица перед Осенним Макошьем (28листопада/октября).

Слава Роду!

2

СЛАВЯНСКИЕ ГОРОСКОПЫ

Славянский гороскоп (древний русский языческий гороскоп). Современные гороскопы ориентируются на западную астрологию. Но наши древние предки также считали, что рождаются на свет под влиянием небесных сил. Годовой солнечный цикл – Сварожий кол, состоял из промежутков времени, каждый из которых находился под управлением различных священных божеств. Все они имели свой нрав и были проводниками между царствами природы и человеком.

Выргонь 1 декабря – 10 декабря Прототип Выргони мы можем встретить в древнегреческой мифологии в образе Медузы Горгоны. Это символы, восходящие к единому источнику, связанному с праарийской культурой Смерти. Люди, родившиеся в период Выргони, по натуре независимые, обладающие неуемной фантазией. Чувственность и настойчивость отличает этих людей. Не переносят тяжелой работы, имеют огромную потребность в комфорте, склонны к обману и шулерству. Женщины соперничают с мужчинами, себялюбивы и непреклонны. В качестве партнера предпочитают представителя другой социальной среды, религии или расы

Китоврас (Карачун) 11 декабря - 23 декабря Рожденным в этот период, покровительствует получеловек-полуконь. Это и есть мифический Кентавр, о ком сказано: "Мудростью и силой славен, но питает слабость к вину ". Окружающие часто имеют искушение использовать его в своих корыстных целях, но он может достичь высот в любых жизненных сферах, если при этом не станет чрезмерно тяготеть к удовольствиям и мирским утехам. Человек - Карачун обладает неважным здоровьем, чем ближе день его рождения к самому лютому дню – 23 декабря.

Перун (Единорог) 24 декабря – 20 января Перун - самый старший и величественный из всех Сварожичей. Светоносный Бог Огня и молнии. Перун редко внушает любовь, но всегда уважение. Если его энергия и страсти не находят своего применения, то он может стать необычайно агрессивным. Положительный тип Перуна – смельчак, воин, защитник, негативный - дебошир, скандалист, гуляка, солдафон.

Стрибог 21 января – 20 февраля Бог ветра, дающий гибкость ума и интеллект. Человек-Стрибог способен выкрутиться из любой ситуации. Его душа - источник новых идей и благих начинаний. Самый преданный друг, а также чуткий и ответственный партнёр для брака. Стрибог покровительствует людям мудрым и осторожным, а импульсивным и оступившимся осложняет жизнь на каждом шагу.

Род 21 февраля – 20 марта Род – это первооснова творения вселенной, где все потомки вышли из одного начала. Символ единства семьи и всего живого в мире. Так и человек, родившийся под знаком Рода, чувствует сопричастность свою ко всему сущему. Заводя семью, защищает её от любой напасти и редко разводится. Род даёт знания человеческой психологии и открывает тайные мотивы поведения и поступков. Загадочный человек для окружающих и не слишком понятный для самого себя. Любовь способна воспламенить его кровь надолго, отчего он может совершать необдуманные поступки.

Ярила 21 марта – 20 апреля Этот период считался первым месяцем славянского календаря. Люди, рождённые под покровительством Ярилы - вечно молодые, смотрящие на мир широко открытыми глазами. От бога весеннего солнца они наследовали много сексуальной энергии, отчего часто меняют партнёров, оставляя после себя череду разбитых сердец. Таким образом они спасаются от скуки. Люди-Ярилы пьют эту жизнь большими глотками, не желая отказывать себе ни в чем. Только полюбив по-настоящему, они приобретают способность отдавать, а не только брать.

Лада 21 апреля - 21 мая Богиня любви, гармонии и порядка. Где бы она ни оказалась - всюду возникает ощущение тепла и домашнего уюта. Именно такая аура домашнего очага притягивает к Ладе деньги и другие блага. Богиня Лада помогает влюбленным, поэтому человеку, рожденному в этот период не нужно бояться одиночества.

Леля 22 мая – 02 июня Леля - жена Перуна, она же Громовица, богиня грома и молнии. У людей, отмеченных Лелей, горячее сердце и душа добрая, они могут заявлять о себе, не боясь быть непонятыми. Отлично знают «правила игры», любопытны, обладают практической сметкой и интуицией.

Кострома 03 июня - 12 июня Когда кончались полевые работы, наши предки отмечали проводы весны с помощью обрядов. Кострома обеспечивала будущее плодородие земли. Дети Костромы – талантливы и красноречивы, словно сами земные силы говорит их устами. Так возникают ораторские способности, литературные способности и т.п. Их часто преследуют мистические случайности и совпадения.

Додола 13 июня – 21 июня Додола - покровительница молодых девушек и их тайн. Люди Додолы приходят в этот мир для отдыха и созерцания. Не любят прилагать усилия для достижения своих целей. Им нужен опытный наставник, покровитель или просто верный друг. Несмотря на инфантильность, люди, рождённые в этот период, - очень удачливы. Для них текут молочные реки и цветёт разрыв-трава.

Велес 22 июня – 22 июля В священной "Книге Велеса" – творец истины, подобный Одину или Гермесу. Навий Бог, Бог Магии, Бог Сокровенного. Дети Велеса имеют склонность ко всему запредельному, часто бегут в глубину своего подсознания от окружающей реальности. Сильно ощущают связь с природой.
6- 7 июля (Иван Купало) стоит особняком от других дней. В этот день люди разжигали волшебные костры – очи света, собирали ягоды и цветы, танцевали и пели. По народному обычаю – это знак продолжения рода, династии. Человек-Купало счастлив, если чтит и уважает законы природы и вселенной. Тайные силы дают своему любимцу особые знания, позволяя распорядиться по своему усмотрению.

Даждьбог 23 июля – 23 августа Имя божества произошло от «дать» и «доля». В людях Даждьбога гордость сочетается с умом и самодостаточностью. Если они вовремя не реализуют свои амбиции, то могут стать настоящими тиранами. Отличительная их черта – рассудительность. Они не идут ни у кого на поводу, придумывают собственную стратегию. Из них получаются профессионалы своего дела, превосходные менеджеры, юристы и адвокаты.

Майя 24 августа – 08 сентября Майя – божество живительных сил природы – солнечных лучей вместе с дождём. Изображалась в виде зрелой красавицы, держащей спелые колосья и плоды. Зрелая красота - символ сбора урожая. Но, как и мать-природа, Майя нуждается в бережном обращении и заботе. Человек-Майя – любитель всего чистого и естественного, обладает чувством меры и чуткостью к чужому горю. Не выносит жёстких условий и любого дискомфорта.

Рожаница 09 сентября - 11 сентября Дева Жизни и Судьбы. Люди, рождённые под знаком Рожаницы, застенчивы, ленивы, но полюбив любимое занятие, способны работать до самоотречения. Это люди своего слова и дела. Пылкие страсти кажутся им болезнью, им не хватает веры в то, что именно любовь способна преодолевать все преграды.

Мокошь 12 сентября - 27 сентября Исключительно женское божество. Покровительствует близости и рождению детей. Две недели Мокоши – «бабье лето» призывают дорожить каждой минутой и не растрачивать время попусту. Люди, родившиеся в этот период (особенно женщины), могут добиться больших успехов в любой деятельности, если не будут лениться. Умеют находить общий язык с людьми. Их самая удачная погода – дожди, а место силы – водный источник.

Сварожич 28 сентября – 15 октября Олицетворяет огонь земной, даёт тепло и свет, но может и погубить, наслав засухи и пожары. Это ещё и Бог Побед. Если дети Сварожича первую половину жизни проживут в борьбе, то вторая принесет почёт и богатство. В любых отношениях не совместим с Мокошью.

Мара (Морена) 16 октября – 01 ноября Богиня Зимы, жена Кощея, жестокая и неумолимая. Морена полна скрытой силы. Вынослива, бескомпромиссна, сохраняет хорошее здоровье до самой старости. Осознав свои внутренние ресурсы и научившись ими управлять, Морена получит именно то, что ей нужно. Удачу приносит плохая погода, ливень и сильный ветер.

Семаргл 02 ноября – 08 ноября Семаргл – бог Луны, хранитель семейного очага, посевов и семян, интимных чувств между женщиной и мужчиной. Самое удачное время – ночь. Стоя на страже в тёмное время суток, Семаргл может посылать своим любимцам вещие сны и откровения, которые помогают им постигать смысл жизни, а также возбуждает интуицию, которая спасает в трудных житейских ситуациях.

Скипер-зверь 09 ноября – 30 ноября Скипер-зверь – предводитель змей и всех существ Нави – потустороннего невидимого мира. Поэтому люди, родившиеся под знаком Скипер-зверя, имеют способность чувствовать опасность на расстоянии, видеть тёмные стороны поступков окружающих и обратную сторону вещей. Им необходимо чтить своих старших родственников и полезно обращаться к мудрости предков.
http://sa.uploads.ru/e0DH4.jpg


Вы здесь » Росто!к » Коляды Даръ и Обереги. » Коло года