ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ
*******************************
Двенадцать святок – святых вечеров, начиная с кануна Коляды и до Водокреса, посвящены Памяти Предков. Это Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты.
Святки - пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бес-чинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок.
Велесовы дни в Болгарии.
В болгарских новогодних обрядах участвовали 12 «старцев, одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами». Эти старцы – «сурвакары» - сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок ряженых чаще всего были маски медведя и быка-тура, отсюда и другое название святок - Турицы. 2 января болгары проводили особый «воловий праздник», когда прежние «сурвакары» и «колядники» очищали стойла и хлевы. Последним днем святок у болгар было 7 января, когда вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся в масках.Обязательной была маска медведя.
Святки делились на две половины:
- первая (включая новогоднюю ночь - Щедрец) была связана с Колядой и посвящена будущему урожаю и гаданию девушек о замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи) была связана с борьбой Велеса с демонами (бесами, отсюда и слово «бесчинство») Кощного бога. Велес считался покровителем скота и зверья. Эта часть святок отличалась особенным «разгулом нечисти», с ней нужно было сражаться под защитой Велеса. Велес мог выступать как в виде медведя - «лесного царя», так и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства. Болгарские сурвакары в шкурах, живописных звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов Велеса.
Турицы у восточных славян.
В святочной славянской обрядности имя Велеса уже не упоминается, но под новый год и на масленицу в песнях упоминался Тур; по селам водили быка, в маскарадах участвовали рогатые маски, именуемые «туры». У древнего Велеса со временем оказались две звериных ипостаси:
- более архаичная, охотничья — медведь (сохраненная на Севере) и
- несколько более поздняя, связанная со скотоводством, — тур, встречаемая в южных славянских областях от Украины до Далмации.
На Руси христианство наложило строгий запрет на имя самого популярного славянского бога, но таким образом содействовало появлению такого новообразования, как Тур и Турицы.
Связь Велеса с зимними святками объясняет не только обрядовое печенье в виде домашних животных, но и ряженье, одевание звериных масок и пляски в вывороченных тулупах.
Старые авторы оставили красочные описания святочных маскарадов:
«когда люди на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану... воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую некими харями или страшилами, на диявольский образ пристроенный, закрывают...».
В другом поучении в более общей форме говорится: «...мы саме ся от человек в звери ся прелагаем».
В Турицы глава семьи, в вывороченной мехом вверх шубе, угощающий скот и заклинающий его сохранность при помощи топора, выглядит так, как должен был, очевидно, выглядеть древний волхв, жрец «волохатого бога Волоса».
Именно на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье, изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки». При этом преобладают названия, связанные с коровами.
Древний «скотий бог» Велес занимал видное место в народной календарной обрядности. Ряженье в звериные маски и в вывороченные тулупы производилось дважды в год: на зимние святки и на масленицу, причем оба срока были связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.
Так дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами — праздником пробуждения медведя-кома, когда белорусы плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу.
Несомненная сопряженность Велеса с медведем, установленная рядом исследователей, позволяет связать с этим «скотьим богом» и масленичное ряженье. Получается так, что сам обычай ритуального переряживания, и на святки, и на масленицу, оказывается прочно связанным с Велесом в его первичной ипостаси звериного бога, осложненной более поздними элементами «скотьего бога».
Впрочем, в дошедших до нас мифах говорится о другой ипостаси Велеса – мудрого бога, научившего славян земледелию, письменности и подарившего им Коловрат-Календарь.
http://sf.uploads.ru/75fqZ.jpg