Принципы славянской Стравы - древней женской науки приготовления пищи:
1. Принцип Триглава. Есть три силы: очищающая, наполняющая и дающая гармонию мудрости. Итак: Что тя ясти, то тя ести. (Что ты вкушаешь, то ест тебя, то что мы едим, создает наше физическое тело). Тело — наш первый дом. Второй дом — семья. Если тело болеет, мы не можем творить, как хочется, у нас появляются отрицательные эмоции, значит, и в семье все идет не так. Если переел, становится лениво говорить, это влияет на общение. Третий дом — вежа для мужчины (его дело). С кем пищу вкушаешь, с тем и мир творишь. Пища — это отражение нашей любви к себе и другим.
2. Что не на Ура, то от вреда. Ура — это территория в 100 кв. км вокруг твоего дома. Это свой Ура. То, что пришло с более далекого расстояния, может использоваться для тренировки тела и духа, но только для здорового человека. Для больного это опасно. Предки старались есть свое, лишь по праздникам, когда находились под защитой Богов, ели иноземное. Способность вкушать пищу чужой земли это способность принять чужую культуру. Был праздник Радогощь, когда приглашали иноземцев, иноверцев в гости, обмениваясь не только кушаниями, но и подарками и идеями. Угощали с рук, ибо это свидетельствует о чистоте сердца.
3. Коль Боги за стол, то стол — престол. Пища без любви — пустая, без пара (духа). Или когда за едой конфликты. Или если готовится под треп, сплетни. Она становится ядом. Бывает. Что готовят из экологически чистых продуктов, но дети болеют гастритом, язвой. Значит, не следят за чистотой языка. Если готовится пища с вниманием и любовью к тому, кому она предназначена, то она содержит пар (дух). Когда приносили жертву, то Боги и духи питались ПАРОМ, а не самой пищей. Поэтому пищу предлагали Богам, садясь за стол. Стол — это символ КОЛО (Круга), соединявшего Навь (предков), Явь (семью) и Правь (Богов).
4. Чисто ясти, чисто пити — здраву вечно быти. Речь идет о том, что именно использовалось для приготовления пищи. Вся вода на Земле — это дар Богов, чтобы мы готовили и вкушали красивую, вкусную пищу и становились Азом, по ступеням восходя к Богу. Это способ принесения требы. Богу не нужна жертва, но нужна вера: так Бог понимает, что мы стремимся к подвигу, к Богам. Это рождает единство душ. Существовало много заговоров, обращений — в каждом выделяли особое качество продукта, воды, огня. Все это чистота: от слова «честь».
5. Три огня святы быти: огонь, что любити, что пекити, что краду творити. Первый — огонь любви. Второй — женского чрева. Третий — огонь в печи. Печь — матка дома (поэтому стравой занимались женщины), а также огонь крады — погребального костра. Все они взаимосвязаны. По отношению к огню, печи, плите можно понять, есть ли проблемы в отношении к женщине и есть ли родовые проблемы. Кто небрежен с местом огня или сильно боится огня — часто одинок или с проблемами в личной жизни.
6. Пост в седмицу и время держи, чистоту блюди. Суббота — день Купалы, часто в этот день постились. Понедельник — день Мары (умирания, переосмысления и создания нового), часто в этот день постились больные. Часто постились с вечера пятницы до вечера субботы или утра воскресенья. В году четыре периода, связанные с днями равноденствия и солнцеворота. За неделю до и после них постились — иногда держали строгий пост либо на воде. В дни праздников не постились. Эти посты были необходимы, чтобы перейти на другой тип питания.
7. К Маре с живы ходи, в страве живот храни. Во время холода напитывались жаром, наполняли себя теплом. Готовили различные взвары, сбитни, супы, каши. Поясница и область пупка должны быть горячими. Тогда холод Мары не ослабит нашу Живу. Но и духовные практики проводились также — с огнем, с кострами. В доме печь не затухала. Летом могли не топить, но зимой живу хранили — угли держали в горшке.
8. С Живой и Даждьбогом по земле хожеши, хладом не бежеши, хлад полнеши, хлад нести. С 24 марта по 22 сентября жар должно сбивать, создавая ему меру через холод. В это время — холодные напитки, супицы, окрошки, создавать баланс тепла и холода в теле.
9. Триглу береги, триглу в мире ищи. Необходимо в мире искать силы триглавные. Лунные продукты сочетаются с лунными, солнечные — с солнечными. А триглав объединяет обе силы.
Это основные принципы Стравы. Понимание триглава лежит в ее основе. Этот принцип встречается почти во всех культурах. Весь космос держится на силах: очищения, меры, силы и сварги — золотой середины.
ЗНАХАРКА АРИНА НИКИТИНА